Школа православной культуры "Благовест"

29 августа 2017 г.

29 августа родилась Муха-Цокотуха

Доброе и всё ещё летнее утро! 29 августа день рождения отмечает знаменитая именинница из сказки К.И. Чуковского Муха-Цокотуха. Такая вот долгожительница! Сколько поколений читателей выросло на «Мухе-Цокотухе»? Не сосчитать! Произведение в стихах любят и помнят наизусть как дети, так и взрослые. Трудно представить, что автор «Крокодила», «Мойдодыра», «Тараканища», «Доктора Айболита» и других не менее известных, десятки раз переизданных историй изначально не был детским писателем, и в мыслях не держал, что когда-нибудь будет писать для малышей. Корней Иванович Чуковский был критиком, литературоведом, мемуаристом, переводчиком, журналистом. 
Писательскую жизнь Чуковского изменила встреча с Максимом Горьким, который в 1920-е годы привлекал современных литераторов к участию в создании детской литературы. Горький пригласил Корнея Чуковского наладить в его издательстве детский отдел. Корнею Ивановичу было предложено что-нибудь сочинить. Сперва у него ничего не получалось, и будущий сказочник убедил себя в отсутствии таланта…
…Однажды Чуковский вёз больного сынишку в ночном поезде и чтобы утешить его, под ритмичный стук колёс стал рассказывать историю.
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, –
Крокодил, Крокодил Крокодилович! («Крокодил»)

Так началась многолетняя деятельность Корнея Ивановича в качестве детского поэта-сказочника.
«Муху-Цокотуху» Чуковский задумал давно, принимался за неё несколько раз, но больше двух строчек не выходило. Сам автор любит вспоминать о том, как эта сказка писалась:
«У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чём не основанные. Такое настроение было у меня 29 августа 1923 года, когда я вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется вдохновение.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Я еле успевал записывать на клочках бумаги каким-то огрызком карандаша. И потом, к стыду своему, должен сказать, что когда в сказке дело дошло до танцев, то я, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам.
И это было очень неудобно, потому что танцевать и писать в одно и то же время довольно-таки трудно. Я носился из комнаты в коридор и на кухню, и вдруг у меня иссякла бумага. Я заметил, что у нас отстают обои. Я отодрал лоскут обоев и на этих обоях закончил всё. Вот я и стал профессиональным детским писателем. В сущности «Муха-Цокотуха» – единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств. Вряд ли я тогда понимал, что эти внезапные приливы бездумного счастья есть, в сущности, возвращение в детство». 
Чуковский считал, что писатель для маленьких детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит.
Может быть потому, что он очень любил детей, и писал для них с радостью и удовольствием – его сказки и сейчас знают и любят. А ещё, вероятно, потому, что эти истории в стихах легко читаются и запоминаются, а добрые и храбрые герои всегда побеждают зло. И совсем неважно, что персонаж мог быть самым крошечным и слабым, от которого никто не ожидал смелых поступков, он действительно герой  – он победил злодея, как Маленький Комарик из «Мухи-Цокотухи».

Памятники Мухе-Цокотухе


Комментариев нет:

Отправить комментарий